1
УДК 502.7
НОВАЯ ПОЛИТИКА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕДКИХ ВИДОВ ЖИВОТНОГО МИРА, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА МЕСТНЫЕ СООБЩЕСТВА
Шакула В.Ф.,
НПО «Дикая природа»,
Жабаглы, Казахстан
Шакула Г.В.
Казахский национальный университет
им. Аль-Фараби,
Алматы, Казахстан
Проблемы охраны животного мира
на современном этапе. Международный полувековой
опыт охраны природы показывает, что огромные материальные и моральные усилия, направленные
на сохранение популяций редких животных, без привлечения местного населения, в конечном
итоге, оказываются безрезультатными. Браконьерство или нелегальное использование
животных до сих пор остается одной из острых и актуальных проблем действительности.
Длительные войны с использованием современного автоматического
оружия рейнджеров национальных парков Африки с местными племенами, добывающими рога
носорогов, бивни слонов, шкуры животных; отлов, контрабанда и продажа экзотических
попугаев, обезьян, рептилий, рыб и других животных в странах Латинской Америки,
Индии, Индонезии; добыча снежных барсов, тигров, медведей в Китае, Непале и других
странах для использования в целях народной медицины; постоянные конфликты
местного населения с особо охраняемыми природными территориями России и СНГ – это
реалии нашего времени.
Можно привести и отдельные конкретные
примеры. Так, один из авторов с 1979 года работает в заповедниках Средней Азии и
Казахстана и лично знаком с ситуацией на многих ООПТ. В Нуратинском
государственном заповеднике (Узбекистан) численность редкого вида кызылкумского
горного барана за 50 лет полной охраны сократилась с 3000 особей до 1000–1200. В
старейшем заповеднике Средней Азии Аксу-Жабаглы (Южный
Казахстан) за 80 лет полной охраны численность тянь-шанского
архара сократилась с 600 до 30 голов, что поставило животное на грань исчезновения.
В Дашти-Джумском государственном заповеднике (Таджикистан)
полная охрана редчайшего винторогого козла привела к сокращению его численности
со 150 особей до нескольких десятков и численность продолжает
падать.
Принципы охраны природы, разработанные
в бывшем СССР, автоматически, с небольшими изменениями, используются и сейчас на
просторах СНГ и лежат в основе современной политики и законодательства новых Республик.
Эти принципы сводятся к следующим простым положениям:
все
популяции редких видов подлежат ПОЛНОЙ ОХРАНЕ и являются неприкосновенными;
местные
жители не могут и не умеют правильно использовать природные ресурсы и рассматриваются
как потенциальные браконьеры. Их надо контролировать с помощью специально созданных
государственных учреждений (инспекций, комитетов, институтов и т.д.);
дикая
природа: земля, на которой обитают популяции животных – во многих случаях, а особи
животных – во всех случаях, являются государственным достоянием и не могут быть
частными;
местные сообщества могут быть только
эмоционально или морально заинтересованы в сохранении редких видов животных. Местные
сообщества не получают
2
прибыль
от диких животных и не распределяют ее между членами сообщества, за исключением
охотничьих видов, которые здесь не рассматриваются.
при конфликте с местными сообществами
в подавляющем большинстве случаев государство становится на сторону природы. Браконьеры
безжалостно и жестко наказываются. СМИ и общественность безапелляционно становятся
на сторону природоохранных организаций.
Новый подход к охране животного
мира. С точки зрения общественной морали,
вышеуказанные положения кажутся справедливыми. Но практика показала, что в конечном счете побеждают личные интересы отдельных сообществ
или даже индивидуумов, а дикая природа проигрывает. Общество стыдливо скрывает негативные
итоги длительной борьбы на природоохранном фронте. Можно привести бесконечный список
научных и природоохранных публикаций на тему сохранения редких видов, но много ли
мы имеем аналитических статей о влиянии фактов браконьерства на популяции? Буквально
единичные работы с предвзятыми выводами.
Предлагаем новый подход к делу сохранения
и использования животного мира. Мы не являемся изобретателями или новаторами. Новая
политика в охране природы и в охоте получила положительный отклик и применяется
уже во многих зарубежных странах. Суть новой политики в признании местным населением
ценности объектов животного мира через практику общинного управления природными
ресурсами. Этот метод уже оправдал себя в ряде проектов и дал ощутимые результаты
массового восстановления популяций животного мира на больших территориях. Положительные
результаты достигнуты в Намибии, Мексике, Пакистане и других странах. Показательно,
что данный опыт положительно оценивает и поддерживает Международный совет по охоте
и охране животного мира (CIC) – политически независимый международный консультативный
орган, целью которого является сохранение животного мира.
С апреля 2008 года авторы при поддержке
германского Зоологического общества по сохранению видов и популяций (ZGAP) проводят
работу по проекту «Сохранение и управление популяций горных копытных животных в
Таджикистане, основанное на участии местных общин». Упрощенно и, на первый взгляд,
парадоксально цель и задачи проекта можно представить как сохранение редких видов
горных копытных (бухарский уриал, баран Марко Поло, винторогий
козел) через передачу управления популяциями этих видов в руки местных охотников-браконьеров.
В ходе деятельности проекта в местах обитания редких видов выделяются участки для
межобщинного использования. Институциональная правовая
форма объединения местных представителей выбирается ими самостоятельно. За общиной
закрепляются угодья. Затем местная община своими силами с развитием на раннем этапе
альтернативной деятельности переходит от неуправляемого и противозаконного браконьерства
к устойчивому и управляемому хозяйству. После начального периода восстановления
численности редких видов и их охраны силами самих местных охотников, сообщество
само определяет свои возможности и потенциал популяции и проводит лимитированный
отстрел и продажу трофеев иностранным охотникам. Полученная прибыль распределяется
между местным сообществом на его нужды, а также на сохранение и дальнейшее восстановление
популяций, на мониторинг и оценку популяций независимыми экспертами, а также на
оплату государственных налогов. Важно отметить, что проводится неистощительная охота: из популяции изымаются только старые
трофейные самцы, не участвующие в размножении. Квота на изъятие рассчитывается на
основании исследований ученых и постоянного мониторинга популяции.
Таким образом, местное население
получает право на собственность, становится полноправным хозяином территории, окружающей
их традиционные места поселения, что заставляет людей рационально подходить к использованию
теперь уже своих природных ресурсов. Средства, получаемые от валютной охоты и туризма,
являются хорошим стимулом и служат для борьбы с бедностью, решая, таким образом,
проблему занятости 3
населения.
Средства от использования природных ресурсов не используются для процветания чужих
охотничьих компаний и обогащения отдельных приезжих коммерсантов, как происходит
это сейчас, а остаются в местном сообществе. Открытость системы местных пользователей
позволяет полностью контролировать ситуацию как органам
власти, так и природоохранным, научным организациям на местном, республиканском
и международном уровнях.
Естественно, в настоящее время данный подход встречает различные препятствия и в сознании людей, и в решении ряда законодательных вопросов. В свете новых демократических преобразований во всем мире принципы охраны природы, постулируемые в большинстве азиатских стран постсоветского пространства, определенно требуют усилий по их изменению как со стороны биологов, социологов, экономистов так и, очень важно, – со стороны профессиональных юристов и правоведов.