ЭКОТУРИЗМ ДЛЯ ПРИРОДЫ И СООБЩЕСТВА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Шакула Г.В. – студент 2 курса Биологического факультета Казахского Национального
Университета им. Аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан
Баскакова С.В. – председатель Тюлькубасского районного экологического общества
«Дикая природа», с. Жабаглы, Южно-Казахстанская обл., Казахстан
Шакула В.Ф. – Аким (Глава администрации) Аксу-Жабаглинского сельского округа,
с. Жабаглы, Южно-Казахстанская обл., Казахстан
Шакула Ф.В. – Президент юношеского экологического клуба «Барсенок»
Термин «Экологический туризм» достаточно новый и многогранный. В настоящей статье под экологическим туризмом мы понимаем организованный сервис, включающий в себя экскурсии по природным, историческим и культурным объектам, демонстрацию быта, традиций и культуры коренного казахского населения горных регионов Южно-Казахстанской области.
Развитие подобного рода альтернативной деятельности местного населения было инициировано Общественным объединением «Дикая природа» в 2001 году и поддержано рядом международных донорских и волонтерских организаций, в частности Программой ТАСИС Европейского Союза, Фондом Евразия, Британской Волонтерской службой, американским Корпусом Мира, бизнес-инкубатором СодБИ, Глобальным Экологическим Фондом, Экофорумом Казахстана и многими другими.
Мы хотим рассмотреть некоторые итоги и перспективы развития экологического туризма в буферной (охранной) зоне старейшего и самого известного в Казахстане заповедника Аксу-Жабаглы, раскинувшегося на площади 131933,8 га горных территорий Западного Тянь-Шаня на высотах от 1000 до 4000 м над уровнем моря.
Основная идея развития экологического туризма вблизи особо охраняемой природной территории заключается в снятии конфликта между достаточно бедным местным населением, стремящимся использовать природные ресурсы, и заповедником Аксу-Жабаглы, уже 80 лет эти ресурсы охраняющим.
В Тюлькубасском районе Южно-Казахстанской области была впервые в Казахстане опробована модель экологического туризма, основанного на местных сообществах (Community based tourism – CBT), довольно популярная в таких известных туристам странах как, например, Коста-Рика, Филиппины или соседний Кыргызстан. Принцип этой модели развития местного сообщества заключается в том, чтобы научить местное население не изымать ресурсы из природы без последующего их восстановления, а получать выгоду, в том числе и экономическую, от сохранения природы в нетронутом виде. Рост популярности экологического туризма во всем мире в настоящее время способствует переходу от экстенсивного сельского хозяйства – выпаса скота на горных склонах, распашки земель с выжиганием стерни, сенокошения, заготовки дров, даже от сбора грибов, дикорастущих плодов и лекарственных растений, - к простому сохранению природы с целью ее демонстрации иностранным туристам.
В рамках проекта Общественного объединения «Дикая природа» под названием «Гостеприимный Тянь-Шань» было сорганизовано местное население нескольких сел, расположенных в горной зоне заповедника Аксу-Жабаглы таких, как Жабаглы – 2000 жителей (фото 3), Шакпак Баба – 3500 жителей, Иирсу – 200 жителей, Тонкерис – 1500 жителей. Среди этих людей были выявлены инициативные семьи, откликнувшиеся на идею развития экологического туризма, затем в течение первых 3 лет (2001-2003 гг.) для инициативных групп была организована серия интерактивных тренингов по переориентации сознания от исторически сложившихся ценностей, связанных со скотоводством и земледелием, к новой идеологии сохранения заповедной природы посредством развития экологического туризма. Для местного сообщества было проведено более 50 обучающих тренингов и курсов, в числе которых обучение основам туристического бизнеса, культуре обслуживания клиентов, кооперации в туристической индустрии, ведению финансового учета и контроля, налоговому законодательству, маркетингу и рекламе, пользованию Интернетом, знанию родной природы, традиций, культуры, музыки и танцев, даже рукоделию, кулинарии, включая вегетарианскую кухню (совершенно чуждую казахской национальной кухне). Обучение было завершено шестимесячными английскими курсами, которые вели носители языка, и тренингом по построению команды проекта «Гостеприимный Тянь-Шань». В 2007 г. планируется проведение «Школы гидов» - для безработной молодежи и старшеклассников, желающих подключиться к сельскому туристическому бизнесу.
Начиная с 2003 года проект «Гостеприимный Тянь-Шань» начал приносить свои практические плоды в виде финансовых доходов местного населения от сдачи жилья в аренду, продажи продуктов питания и традиционных напитков (кумыс, айран), сдачи в аренду лошадей и седел, вознаграждения местным гидам-проводникам. Особой популярность пользуются специально организуемые для туристов фестивали, такие как так называемое кумыс-шоу (фото 4) - демонстрация процесса приготовления этого традиционного напитка кочевников с возможностью для иностранных клиентов принять непосредственное живое участие во всех этапах приготовления и дегустации), концерт народной музыки и танцев (фото 5), праздники конных игр (фото 6), праздник Наурыз, ежегодные Фестивали тюльпанов и Кумыс Саба (театрализованные конкурс производителей кумыса, проводимый в живописной горной местности)
В туристическом сезоне (апрель-октябрь) 2003 года командой проекта туризма на базе местных сообществ «Гостеприимный Тянь-Шань» был принят и обслужен 131 клиент, в 2004 г. – 1129 человек, в 2005 г. - 807 человек, в 2006 г. – 824 человека.
Положительное воздействие развития экологического туризма на природу очевидно: сократилось количество скота на горных склонах, поскольку экономически целесообразнее для населения переключиться с тяжелого крестьянского труда на «чистую, интеллигентную» работу по обслуживанию иностранных клиентов. Однако есть и свои подводные камни. Так, рост популярности заповедника Аксу-Жабаглы, возрастание культуры обслуживания клиентов и расширение спектра услуг привлекают все больше и больше посетителей, в том числе так называемых «внутренних» туристов, постсоветский менталитет которых в отношении природы и местных традиций нередко провоцирует конфликтные ситуации. Уже сегодня стоит вопрос о регулировании и ограничении посещения ряд наиболее популярных природных сайтов – каньона реки Аксу, водопада Кши-Каинды или пещеры Сталактитовой. Это с одной стороны. С другой стороны, переключаясь на обслуживание, население отходит от своих национальных корней, оттачивает показ традиций до уровня шоу с целью получения денег от клиентов. Возможно, следующим шагом будет фанерно-бутафорная деревня. С этой проблемой уже столкнулись в ряде стран, опередивших нас в развитии туризма, основанного на местных сообществах, например, в Кении. Сегодня в селе Жабаглы мы наблюдаем еще одну опасную тенденцию – расслоение сообщества на богатых – тех, кто задействован в экологическом туризме, и бедных – ведущих традиционное хозяйство. Это не только конфликт внутри сообщества, это угроза сохранению природы, поскольку напрашивается решение привлекать больше туристов, чтобы хватило всем.
Все вышеприведенные примеры говорят о том, что человеческое сообщество – это неотъемлемая часть природных экосистем, находящихся в очень хрупком равновесии, и менеджмент такого тонкого механизма, каковым является система «природа-сообщество» должен осуществляться специалистами-экологами со знанием не только законов развития экосистем, но и социальных закономерностей.
Summary
The article describes the experience of
community based tourism development in the buffer zone of the Aksu-Jabagly
Nature Reserve. The main idea of community based tourism development is to soft
the conflict between the poor local population trying to use the natural
resources and the especially protected area. Ecotourism as an alternative kind
of activity is useful for nature and people, but raising the number of tourists
may destroy the nature and traditional lifestyle of Kazakh people.